Когда я делюсь цитатами из книг Фрейда, я часто слышу следующее: «Как? Фрейд написал это уже тогда, сто лет назад? Почему об этом никто не знает?! Это бы так изменило их жизнь!»

Фрейд в поздние годы жизни

 

У меня такая же была реакция, когда я училась на аналитика на первом курсе. Как так, почему об этом никто не знает, это бы так изменило их жизнь. Сейчас у меня такого нет, хотя я не стала считать вклад Фрейда менее ценным. Просто я больше знаю про сопротивление. «Это бы изменило их жизнь» — главный повод этого не знать.

Психика пытается сохранить свой гомеостаз, свое равновесие такое, какое оно есть, даже если оно не делает человека счастливым. Поэтому любые изменения, даже к лучшему, встречают сопротивление психической системы. Даже для тем, кто хочет изменений, они даются большими трудами.

Главная проблема идей Фрейда в том, что они реально изменили бы что-то) Причем не где-то там, а прямо в самом человеке. Люди готовы на изменения, если это касается более удобного дивана, а не самих себя. Поэтому они активно защищаются от идей, способных нарушить психическое равновесие, даже если они очень важны и полезны. Чтобы мы знаем о Фрейде? Что он был помешан на сексе? Видел везде члены? Это искажает суть теории Фрейда до неузнаваемости. Но кому какое дело?

Что случилось с психоанализом в России?

Интересно, что даже люди, вдохновленные идеями Фрейда, испытывают сопротивление. Вы удивитесь, но психоанализ пришел в Россию очень рано. Русский — был первым языком на который перевели работу Фрейда. Что же случилось потом? Психоанализ в России стал бурно развиваться в виде… теоретического направления. Люди, сами не прошедшие своего анализа, и подчас не имеющие своей практики, пытались анализировать через психоанализ литературные произведения и другие явления культуры (прикладной психоанализ).

Прикладной психоанализ -в России  анализ художественный произведений

Клинического психоанализа, то есть настоящего опытного погружения в глубины бессознательного в России практически не было. Только пара аналитиков ездили учиться к Фрейду и проходили свой анализ, остальные просто прочитали книги. Фрейд отзывался о русском психоанализе как об очень поверхностном. Особого вклада наши соотечественники в развитие мирового психоанализа не внесли, кроме трагически известной Сабины Шпильрейн, которая была сначала пациенткой и любовницей Юнга, потом пациенткой Фрейда, получила образование, вела свою практику и исследования и первая заговорила о влечении к смерти.

Что случилось дальше? Дальше пришли коммунисты. Сначала они решили использовать знания психоанализа для воздействия на массы. Это не очень хорошо пошло. Фрейд писал о том, что в России, видимо, никогда не будет психоанализа отдельного человека, коим он и создавался, поскольку масса важнее индивида; русские не заинтересованы в трате времени на помощь одному человеку, они пытаются применить сразу на массу метод, разработанный для лечения индивида.

Первое время при социализме психоанализ активно развивался, но затем советский психоанализ изжил сам себя. Он так и не стал двигаться в сторону клинической практики. Его пытались применять для воспитания детей, построения идеологии, достижения конкретных экспериментальных результатов. И все это без клинической базы — эти исследования буквально висели в воздухе. В таком виде психоанализ не давал результатов, которые можно измерить, что было крайне важно для материалистического подхода. В конце концов, его сочли несостоятельным методом, финансирование свернули, и все советское пространство выпало из мирового развития психоанализа на несколько десятилетий.

Только в последние два десятилетия психоанализ потихоньку возвращается в Россию. Снова начали проводиться исследования, писаться научные работы. но прежде всего, важно то, что психоанализ и позже произошедшая от него психоаналитическая психотерапия начали применяться по назначению — для помощи конкретному человеку.

Автор: Екатерина Шумакова

.

P.S. Если вы хотите сами почитать Фрейда и узнать, о чём же он писал на самом деле, рекомендую следующие увлекательные и сравнительно простые для восприятия книги:

    • «Недовольство культурой»
    • «Психопатология обыденной жизни»
    • «Тотем и табу»
    • «Массовая психология и анализ человеческого Я»